Экстремальный портал VVV.RU
Х Р О Н И К И   Х У Р Г А Д К И  





Всем привет!

Мы на каникулах в России, но тем не менее я про вас помню и про ваши проблемы и чаяния.

Похоже, что ветер дует и вам представляется возможность сравнить качество скольжения доски в воде локального водоема с ощущениями на соленой воде Красного моря.

Мы закончили свой первый учебный сезон в школе виндсерфинга "Северный ветер" в гостинице "Хилтон Плаза" в Хургаде, на Красном море в Египте и вместе с опытом работы в виндсерфинг центре в "Трех Углах" у меня накопились некоторые замечания и наблюдения. Излагаю их в порядке важности и значимости на мой взгляд.

МОТИВАЦИЯ

Мотивация- это то, почему вы карабкаетесь на парусную доску, а не лежите на пляже в позе "шашлык-туриста";

почему вы смотрите "серф-видео", а не мыльные сериалы по телику; почему при виде волн и ветра у вас в голове волнение и тоска, которая утоляется единственно влезанием в этот опасный для жизни прибой и отчаянными попытками преодолев его, начать носится по морю.

Зачем вам это- носится на доске по воде? Что это вам дает, кроме блаженного состояния после серфсессии?

Если на эти все вопросы у вас нет ответов, но вы все это делаете и от этого вам не то чтобы хорошо, но вы жить без этого не можете- значит вы больны! Вы инфицированы серфвирусом! Заболевание ваше не социально опасное, а даже наоборот- всю вашу энергию вы будете вкладывать в виндсерфинг, Вы не будете грабить банки с друзьями в масках президентов- вам некогда этим заниматься; вы не станете политиком- где вы видели политиков в серфшортах?

Вся ваша жизнь теперь- виндсерфинг, с ожиданиями, мечтами о поездках и каталках, к сожалению, прерываемая на вынужденные перерывы на работу, еду , сон и тому подобные атавизмы.

Это зависимость. И вы останетесь зависимым.

От виндсерфинга. Ваш диагноз- виндсерфер. И вы им будете гордиться. Конечно, кое- что мы вместе при желании можем подкорректировать, давайте разбираться.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Если пока еще не поздно и вы не посвятили себя в рыцари локального пруда и вместе с такими же "болотными серферами" не давите лягушек и пиявок, так как в ваше болото даже дайвера не лезут, подумайте- может вам совершить блистательную и невероятно интересную карьеру виндсерфера?

Что для этого надо? Субтильное тельце и очень много желания кататься, кататься и кататься. Просто кататься, возиться с оборудованием, сидеть на пляже и ждать ветра и учиться.

Учиться технике виндсерфинга, маневрам на воде, способности мыслить , рационально использовать ресурсы, этикету, философии. Вы должны из серффрика(surf freak- серфовый придурок) превратится в виндсерфера, для которого не существует границ и ограничений.

Иллюзия первая: виндсерфер должен быть очень сильным физически. На самом деле, виндсерфер должен быть очень координированным, а это воспитывается тренировками и редко дается от природы.

Иллюзия вторая: у виндсерфера самая важная рабочая часть тела- руки. На самом деле больше всего мы работам центром тяжести , а именно перемещением бедер. Иллюзия третья: все серферы мачо и круты до невозможности.

На самом деле 12-летний подросток, знающий что и когда делать, будет кататься в волнах(потому что он привык учиться, род занятий- школьник), а мужчина в расцвете физических и экономических сил просто не сможет пройти прибой (потому что он привык учить других в своем бизнесе, но не хочет учится сам. Род занятий- "новый русский")

Если вы все же решили попробовать сделать карьеру виндсерфера ( необязательно для этого бросать привычный уклад жизни), найдите хорошую школу виндсерфинга. Это не значит, что учителя должны быть с обложек журналов, но они должны сами уметь кататься на современном оборудовании и знать методику обучения современному виндсерфингу.

Учитель должен вам импонировать и вы должны быть уверенны в его компетентности. Налаживание контакта между учителем и учеником- одна из самых больших проблем.

Будет лучше для всех, если вы просто постараетесь внимательно слушать и выполнять требования учителя. Возможно, что после того, как вы в точности выполните все его указания, вы вдруг обнаружите, что желаемый вами эффект достигнут и у вас все получилось и даже больше!

Итак, для начала ищите хорошую школу и учителя в которого вы верите. Нашли?
Теперь делайте то, что он говорит!

МАНЕРА СТОЯТЬ НА ДОСКЕ

Те, кто думает что современный виндсерфинг близок к вэйку или водным лыжам , будут разочарованны.

Чтобы разочарование прошло, а пришло очарование от применения натуральной тяги, а не от вонючего двигателя внутреннего сгорания- записывайтесь на курсы кайтбординга. Тягой от кайта вас научат пользоваться за пару часов, а умение вставать из воды и ехать на маленькой , по сравнению с виндсерфингом, доске у вас уже есть. Так что будете модным -сковородным и ревущий катер вам не нужен.

В современном виндсерфинге доминирующая часть нагрузки от тяги паруса сравнима с нагрузкой от дождевого зонтика в неприятной погодной комбинации "дождь с сильным ветром". Мы стоим на доске и держим парус, а не держимся за него!

Конечно, мне могут возразить любители комбинации "маленькая доска и огромный парус" , что парус может тянуть очень даже сильно и нагрузки нечеловеческие. Отвечаю- проблема ваша не из виндсерфинга , а из курс-рэйса, и хотя многие считают курс-рэйс разновидностью виндсерфинга, разновидность эта такова, как и разница между автогонками на "формулах-1" и загородной поездкой на обычной автомашине.

Нормальному человеку это не надо. А радость от дикой тяги вкупе с дикой скоростью есть следствие внутренних проблем психического свойства. Человек испытывает стресс от сверхскорости и сверхнагрузки, организм выбрасывает адреналин, который потом замещается эндорфином- самым сильным натуральным наркотиком, который организм способен вырабатывать (эти эндорфины, например, выбрасываются в кровь рожающей женщины, для того чтобы преодолеть невероятные родовые боли). Так что те, кто практикуют подобную практику и ищут ее- банальные ловцы специальных ощущений (но не будем их переводить в одну плоскость с алкашами и наркоманами! Просто они чуть более больны, чем мы с вами, и кто знает- может завтра жертвой "трамвая", а потом и участником соревнований по курс-рэйсу станете и вы…) Так что в современном виндсерфинге мы просто стоим на доске и держим парус, и чем легче и естественней вы это делаете, тем лучше и легче вы будете кататься. Вы всегда сможете издали отличить близкого вам человека по походке, манере двигаться, жестикулировать. Это отличие свойственно каждому человеку.

В виндсерфинге точно также- у вас будет своя уникальная манера стоять на доске, по которой вас ни с кем не перепутаешь и это манера есть лакмусовая бумажка всех ваших внутренних переживаний и настроев.

Сколько серферов- столько стилей.

Но! Вы можете более или менее отличить по походке, когда человек расстроен, взволнован, или в других чувствах- это все накладывает отпечаток. Но некоторые люди обладают возможностью контролировать свои эмоции, концентрируясь на правильной осанке и постановке рук и ног и кажется, что у таких людей все по жизни всегда хорошо и правильно! Но ведь у них тоже есть неудачи и поражения, но они этого не показывают. Они не дают этим чувствам доминировать, они живут и мыслят в том направлении, которое им более полезно..

Нужно научиться контролировать свое поведение на воде!

Страшно? Неуверенны? Забудьте! Забудьте и делайте то, что вы должны делать. Стоим над центральной линией доски, которая проходит от носа до кормы. Голова высоко и вместе с плечами развернута на ветер.

Центр тяжести- бедра( нижняя часть корпуса) внесены внутрь проекции доски, плечи и голова (верхняя часть корпуса) немного выносятся на ветер за проекцию доски. Привыкайте к тому, что верхняя часть и нижняя части корпуса могут работать по разному в одно и тоже время и выполнять разные задачи.

Руки всегда выпрямлены, держите парус как можно дальше от вас, во всяком случае, мачту всегда держите максимально выпрямленной передней рукой.

Гик стоит на высоте вашего плеча. Руки обхватывают гик сверху, большие пальцы сверху- такая манера не даст вам слишком зажимать гик и закрепощать верхнюю часть корпуса ( проблема "мертвого хвата"- в том смысле, что помрет ваша способность что-либо воспринимать…)

Вообще, в современном виндсерфинге всегда применяют верхний хват гика, за исключением: прыжков- нижний хват передней рукой позволяет "вкатиться" верхней части тела на доску и слиться воедино с оборудованием для лучшего контроля в воздухе ; и когда вы хорошо нагружены на курсе при езде на оборудовании, более подходящем для гонок на - нижний хват передней рукой дает вам больше контроля при избытке тяги, за счет того что верхняя часть корпуса "вкатывается" на доску (вспомните слегка "горбатую" стойку Б. Данкербека на хорошем ходу)

Если ветер сильный- мы держим гик широко, это позволяет нам быть более компактными с парусом, плечи немного "въезжают" на доску и мы можем более мощно работать с парусом.

В слабый ветер мы держим гик узким хватом, что увеличивает мощность паруса и мы держим более правильно голову и бедра.

Мы различаем четыре различных хвата гика, в зависимости от выбора которых зависит ваш успех при раннем выходе на глиссирование, поворотах, контроле над парусом и способности ехать на ветер:

"узкий"- на гике ваши кисти лежат на ширине ваших плеч и даже немного уже. такой хват позволяет держать парус максимально далеко от вас, что дает преимущества при слабом ветре. Иногда вы близки к выходу на глиссирование, но немного не хватает- только не хватайте гик широко в этот момент, вы убьете мощность паруса и доска вообще сойдет с глиссирования. Если вы хотите остаться на трапеции, то выпрямите полностью руки, максимально отклонившись от паруса. Поднимите бедра вверх и подайте корпус вперед, это удержит доску в плоском положении. Если в этот момент вы сдвинете руки в узкий хват, то мощность паруса невероятно вырастет и вы поможете доске выйти на глиссирование!

"средний- нормальный" хват хорош в нормальный ветер, кисти лежат на ширине ваших плеч или немного шире. Когда ветра хватает и вам не надо "накачивать" ветер в парус, а наоборот вам трудно добрать парус, сдвиньте немного назад по гику сразу обе ваших руки, вместо того чтобы расширять хват только задней рукой.

Если это не поможет и вы чувствуете дискомфорт, тогда немного сдвиньте назад только заднюю руку. Если вам пришлось двигать заднюю руку далеко назад, значит у вас парус настроен "слишком полным" или парус слишком большой ("овер доз"- "overpowered)

"широкий" хват применяют в очень сильный ветер, спасаясь от катапультирования, пытаясь справиться с избыточной тягой, при выполнении поворотов, когда надо очень сильно добрать парус.

"супер-широкий" хват применяют при выполнении современных элементов фристайла, катания в волнах- "вэйв райдинг", при езде шкотовым углом вперед и при "транзишн"(переходах от одного элемента к другому).

Как выбрать правильный хват? Правило простое и по серфовому логичное:

тяжело?двигай назад заднюю руку! Полегчало?немедленно расслабься и откинься подальше от паруса, не мешая ему работать, а сам продвинь вперед заднюю руку. Постепенно ваши руки научаться самостоятельно двигаться по гику, выбирая правильную и удобную для вас позицию, а пока: "тяжело? заднюю руку -назад!" Чтобы катание для вас было радостным "танцем с волнами", а не судорожной битвой за баланс- помогите своему организму справится с новой и поэтому стрессовой обстановкой.

Ваш организм может страдать от морской болезни и от страха высоты (ведь под вами иногда может быть довольно много пустоты, заполненной двигающейся водой, а не привычной сушей). Помогите организму не боятся- не смотрите вниз, а смотрите вдаль.

Не смотрите в парус- вы можете потерять ориентацию в пространстве.

Смотрите на ветер ( в сторону, откуда дует ветер)- ваш организм сам распознает приближающийся порыв ветра или наоборот, ветровую яму. Потом и вы научитесь читать книгу Океана- приближающаяся темная полоса принесет с собой усиление ветра- порыв, рябь на воде впереди подскажет, что вы сейчас перейдете из зоны слабого ветра в зону более сильного и так далее.

Чтобы это все работало, вашему организму нужен кислород, так что следите за дыханием и за частотой своего пульса.

Если вы принудите (!!!) себя улыбнуться, то растяжение лицевых мышц гарантированно расслабит если не все ваши мышцы, то верхнюю часть корпуса наверняка.

Выпрямляйте переднюю ногу и переносите вес тела на заднюю ногу, если парус тянет хорошо- отходите понемногу назад, сохраняя положение паруса на вытянутых руках. Этим движением вы разгружаете переднюю часть доски и доска начинает развивать подъемную тягу- выходит на глиссирование.

Встать в петли для ног cамая первая проблема, с которой вы столкнетесь в виндсерфинге- это проблема устоять на доске вообще, и это "краеуольный камень" в серфинге.

Как только проблема баланса будет вами решена, у вас неожиданно появляется время и возможность обратить внимание на самое главное- на работу с парусом. Современные широкие доски очень помогают в этом, так как самое главное для устойчивости - это ширина, а не длина доски.

Возьмите самую здоровенную по литражу доску и переставьте для начала петли как можно ближе к мачте и к середине.

Не дожидаясь глиссирования, аккуратно, но настойчиво и спокойно (как будто вы одеваете свои домашние шлепанцы) засовывайте сначала переднюю, потом сразу же и безо всяких колебаний, но в тоже время без суеты - заднюю ноги в петли и плавно -уверенно добирайте парус.

Это очень важное упражнение заставит вас работать бедрами, вы начнете перемещать центр тяжести, не перемещая ступни.

Скорость глиссирования будет невысока и вы сможете привыкнуть к глиссированию в петлях без страха перед скоростью.

какое-то время вы будете наслаждаться "трамваем", но потом вам захочется поворачивать и резаться на ветер, а на больших досках это очень затруднительно. Доски, объемом менее 120 литров считаются пригодными для работы с парусами до 5.5 метров, но они уже не поедут сами- вам нужно стоять в правильном месте и правильно работать с парусом.

Выбирая размер паруса всегда имейте в виду- чем больше размер паруса, тем больше его собственный вес и это скажется при водных стартах , а также на плавучести доски.

У большего паруса большая мощность, а значит и доска будет реагировать быстрее на все ваши ошибки.

Правильнее будет обратить внимание на точную настройку паруса и доски- это сбережет ваши силы и поднимет коэффициент полезного действия.

Если вы не в состоянии правильно настроить оборудование, попросите сделать это эксперта, но не просите "друга Васю", только потому, что он говорит что "знает как это делается". Эксперт может разъяснит вам, как вы должны правильно настроить оборудование под себя. Экспериментируйте с длиной трапеционных кончиков, вы должны найти и знать свой любимый размер! Современный виндсерфинг тяготеет к более длинным кончикам, которые дают преимущество при более раннем выходе на глиссирование.

Если вам трудно определится, купите варио-кончики с возможностью изменит длину, там вы можете удлинить их даже во время глиссирования. Особое внимание на размер петель для ног- откройте петли так, чтобы вы видели все ваши пальцы на ногах, когда нога плотно зафиксирована петлей.

Начните ваши тренировки в несильный ветер, возьмите парус побольше, но не более 6.3.

Передняя ступня стоит на наветренном борту, касаясь шарнира, задняя ступня стоит между передними и задними петлями. Идите немного на ветер, контролируя выпрямленную переднюю руку, немного отведенные назад плечи, смотрите вперед( никогда не смотрите на парус! иногда мы смотрим сквозь парус, но никогда на парус! На парус нужно смотреть на берегу, при настройке оборудования) . Скользните немного назад задней рукой по гику, затем подайте весь парус немного по ветру, но не вперед к носу, доберите плавно парус, одновременно толкая доску вперед передней ногой и подтягивая корму задней ступней под себя.

Если вы будете пытаться немного давить на шарнир, это поможет при уваливании доски.

Скорость начнет плавно увеличиваться и пора зацепиться крюком трапеции за трапеционные кончики. Удерживая парус постоянно наполненным ветром- особое внимание на выпрямленную переднюю руку, плавно и одновременно согните обе руки, подтягивая парус к себе, но не тянитесь к парусу корпусом! Как только зацепитесь крюком, немедленно отодвигайте парус от себя, максимально выпрямляя переднюю руку и плавно добирая парус задней рукой. Выносите плечи назад с доски, сохраняя постоянное натяжение на трапеции- представьте на вашем крюке динамометр со стрелкой и следите за тем, чтобы эта виртуальная стрелка не прыгала как сумасшедшая, иначе вас приведет на ветер!

Как только вы стали развивать скорость и парус стабильно "тянет"- пора отходить назад к петлям. Этим вы увеличиваете подъемную тягу и доска легче выходит на глиссирование, так что не затягивайте этот момент.

Когда вы будете засовывать переднюю ногу, вы невольно можете этим движением перегрузить наветренный борт - чтобы избежать этого, контролируйте положение доски оказывая давление пальцами задней ноги на середину и немного на подветренный борт. Никогда не смотрите на ноги, лучше расслабьтесь и постарайтесь нащупать петлю и легко скользнуть внутрь. Если вы посмотрите на ноги, вы непроизвольно откроете парус, давление на шарнир ослабнет и доску мгновенно приведет на ветер.

( потренируйтесь на берегу засовывать- высовывать ноги не глядя на петли, это очень поможет вам избежать проблем на воде)

Давление передней рукой на шарнир должно быть особенно акцентированным в критические моменты, когда ступни находятся в состоянии скольжения по доске внутрь петлей.

Иногда встречается ошибка в порядке засовывания ног в петли, и некоторые засовывают сначала заднюю ногу, опасаясь катапультирования вперед, но эта ошибка приводит к тому, что доска не выходит на глиссирование.

Если ветер не очень силен и парус тянет не сильно, сначала разгоните доску, а потом засуньте заднюю ногу в петлю.

Если же парус тянет хорошо, засовывайте заднюю ногу не дожидаясь полной скорости. Не уваливайтесь слишком сильно, увалитесь немного- вам будет легче двигаться по доске.

Когда засунете заднюю ногу в петлю, не давите сильно в доску- наоборот слегка согните заднюю ногу, снижая давление на плавник и все давление осуществляется пальцами.

Cледите за тем, чтобы никогда не терять контакта задней ноги с доской- это предотвратит выбрасывание вас впереди доски и "планеты всей"- эти полеты наяву называются "катапультирование". Катапультирование происходит из-за переизбытка тяги в парусе, избежать этого можно слегка приоткрыв парус, а чтобы не потерять давления на шарнир, подайте вес тела слегка вперед

ПОВОРОТ ПО ВЕТРУ "ФОРДЕВИНД ДЖАЙБ"

Правильный поворот по ветру- это классический, самый мощный и надежный элемент в самые сильные ветра. Кроме этого, правильно выполненный джайб выглядит очень эффектно и поэтому является вожделенной мечтой всех и особенно, начинающих виндсерферов.

О "фордаках" сложено на пляжах немало историй и легенд, я сам пролил бассейны крови, пытаясь постичь тайну "джайбов-фордаков", но пролитая мной кровь не ушла в песок и кое-что я все же выяснил.

Принцип поворота по ветру "фордевинд-джайб" тот же, что и когда вы катитесь на велосипеде и вам нужно повернуть- вам следует немного наклонить корпус вместе с велосипедом внутрь поворота.

Существует несколько способов повернуть, все они имеют собственные названия и различаются по некоторым техническим особенностям, хотя в итоге задача стоит все та же- развернуться вместе с оборудованием в противоположную сторону по ветру. Продвинутый поворот выполняется при очень тонкой и точной работе парусом, который то добирается , то открывается, реагируя на изменения ветра. В первой половине поворота парус тянет вас внутрь поворота и вы эту тягу используете, во второй половине парус тянет вас наружу поворота и этой тяге вы должны противостоять, при этом вы следите за наклоном скачущей по чопу доски и не забываете вовремя перекинуть парус.

Раньше, когда меня самого учили повороту, мне предлагали отпустить заднюю руку вообще в самом начале входа в дугу и держать парус с вертикальной мачтой как флаг на передней руке, не обращая на него никакого внимания, а самому сконцентрироваться только на том, чтобы проехать на доске по дуге, а когда дуга будет завершена, поменять руки и подобрать парус на новом галсе.

Недостатком этого способа является малая скорость из-за пассивной работы паруса, положительный момент тот, что начинающему довольно трудно удерживать контроль над массой мелких, но крайне важных моментов, а этот способ требует только контроля за доской, так как парус отпускается в первой трети поворота. Называется этот поворот "джайб из петли -в-петлю", но также его называют "классический" или "вэйвбоард джайб", был он разработан в 80 годы, при появлении коротких досок для катания по волнам и поэтому его лучше применять на коротких досках с небольшими парусами.

Версия этого поворота называется "степ джайб" и отличие заключается в работе ног: в фазе карвинга передняя нога выходит из петли и замещает заднюю ногу на подветренном борту, оказывая давление для карвинга; освободившаяся задняя нога делает шаг вперед- степ, к мачте (только нога! Корпус остается на месте!).

Это позволяет удерживать доску плоско и выходить из дуги на глиссировании. Этот поворот самый безопасный и поэтому именно его учат при первоначальном обучении джайбам во многих школах, хотя в условиях "чопа" джайб "из петли-в петлю" более надежен.

Поворот "лэй даун", или другие его названия: "слалом джайб", "рэйсинг джайб" или "флэши" был разработан шведским про-райдером Андерсом Брингдалом в начале 90-х годов и не от хорошей жизни. В то время шейперы для слаломных гонок строили специальные "посвященные для слаломных гонок доски " DSB (Dedicated Slalom Boards) это были очень- очень узкие доски, ехали эти доски очень быстро, но не поворачивали вообще (для "трамвая"- лучшие аппараты!), а в слаломе,если кто не знает, в процессе гонки надо буечки объезжать. Вот тогда от отчаяния ловкий швед и разработал поворот, в котором он просто валился внутрь поворота с парусом- а иначе эту специальную доску было не закренить в дугу. Смотрится это все эффектно, но без необходимости лучше этот способ не использовать- понты говяжьи! Но если вы все же насмотрелись телика с "курс-раке" и вы хотите повернуть на аграмадном парусе в состоянии нереального овердоза, тогда этот прием вам подойдет! Также элемент входа в дугу "лэй даун" работает при "360 карвинг", а это почетный элемент! А на DSB- доски , к счастью, мода прошла…

"Слам джайб"-это то, что вы должны уметь, если хотите кататься в волнах, так как максимально компактно повернуть при ловле волн поможет именно он.

Также "слам джайб" спасет, если нереально раздуло и сама мысль о добирании паруса и карвинге вниз по ветру вгоняет вас в ужас. Тогда, смело приводитесь на ветер, убивая скорость, когда скорость упадет до минимума, открывайте! (а не закрывайте !) парус задней рукой, одновременно задней ногой подтягивайте корму под себя, притапливая корму, разворачивайте доску на новй курс. Корпус держите очень низко, наклоняясь сильно внутрь поворота, мачту выносите наружу поворота очень сильно. За эти свойства поворот получил также названия "снэп джайб" и "сэйфети джайб".

Рассмотрим самые главные моменты поворотов и самый главный из них- скорость и подготовка к повороту.

Хороший поворот делается на скорости, серфер входит в поворот и ускоряется, добирая парус, скорость поддерживается за счет компактной постановке корпуса и агрессии вперед. В плохой поворот серфер заезжает откровенно опасаясь скорости, притормаживает в дуге и к концу поворота скорость падает, а за ней в воду падает тушка раздосадованного и ошеломленного серфера.

В хороший поворот, тщательно подготовившись ( подготовка может занять 5-8 секунд), серфер входит согнув ноги и слившись воедино с доской и парусом, атакуя поворот и ведя доску мягко, но агрессивно в великолепной дуге, оказывая мощное и стабильное давление на подветренный борт.

В плохой поворот серфер влетает без подготовки, на чистом адреналине и яростном желании "завернуть за угол", ничего не видя вокруг, стоит на прямых ногах, дергая парус назад-вперед и доска рыскает под ним, пока все не окончится как всегда… Эти два фактора самые важные и именно в них кроется большинство ваших неудач, а вовсе не в неправильной смене рук или ног.

Причем, когда мы говорим о скорости- мы говорим о скорости, которая должна пугать вас, но мы должны преодолевать этот страх и на этой скорости учится ехать вниз по ветру и снявшись с трапеции. Эти требования звучат немного радикально, но на скорости парус гораздо легче добрать и дуга будет значительно мягче. Чтобы разогнать доску в поворот вы должны реально увалиться по ветру, при этом скорость должна возрасти до такой, что вам будет реально страшно от мыслишек, что при падении вы очень сильно влетите в оборудование.

Тем не менее мы должны привыкать к скорости, для этого проделайте подготавливающие упражнения.

Аккуратно, но настойчиво увалитесь, когда скорость начнет возрастать, сосчитайте до трех и приведитесь или откройте парус, убивая скорость и уменьшая страх. В следующей попытке попробуйте продержаться до пяти и так далее…Обратите внимание, что чем быстрее вы едете вниз по ветру, тем легче становится парус в ваших руках, теряя тягу!

При новых скоростях вниз по ветру вы можете столкнуться с эффектом "спин-аут", не пугайтесь, если корма доски вдруг "поплывет " неожиданно в сторону- сконцентрируйтесь на спокойном контроле задней ступней доски с водой На скорости доска реагирует на все ваши перемещения паруса или центра тяжести очень быстро, поэтому не делайте резких движений..

Необходимо научиться держать парус в руках, отстегнувшись от крюка трапеции, контролируя тягу и положение доски- для этого проделайте следующие упражнения: приведитесь немного на ветер, в этой позиции вы оказываете меньшее давление ступнями на доску и доска не будет реагировать слишком остро, когда вы будете сниматься с крюка;

снимаясь с крюка, плавно и равномерно потяните на себя гик прямыми руками и немного продвиньте бедра вперед. Будьте внимательны в этот момент- не сгибайте руки, не открывайте парус и постоянно поддерживайте положение паруса относительно вашего тела;

теперь, убедившись что впереди и ниже вас никого нет и вам ничего не мешает, выберите более плоский участок и начинайте следующую подготовку - скользните задней рукой по гику назад сантиметров на 40 ( четыре- шесть ваших кулаков), это очень сильно облегчит вам усилия по контролю паруса, когда вы не на трапеции и при добирании паруса.

выскользните вашей задней ступней из петли, и проскользните вперед на подветренный борт- именно проскользните, а не шагните! не надо ставить ступню на самый край, иначе ваши пальцы будут задевать за воду.

Выполнив все в точности, вы готовы к карвингу, то есть закрениванию доски в поворот. Забудьте все волнения и представьте что вы едете не на доске, а на велосипеде, и не просто едете, а к рулю вашего велика привязана веревка, за которую вас тянет ваш приятель, едущий на велике впереди вас ( а у вашего велика цепь порвалась- подстава дайверов!), и сейчас вам нужно будет повернуть за угол. Итак, ноги не работают, так как цепь порвана, работают немного руки и корпус. Если вы просто резко повернете руль… надеюсь, вы знаете что с вами будет! Поэтому вы не дергаете руль, а лишь слегка его поворачиваете, но корпус! Корпус наклоняется внутрь поворота и вы на велике проезжаете поворот.(на велике, а не на асфальте!!!а те, кто на велике кататься не умеет, рекомендую научится- все лучше чем в строгине время терять!)

Не бойтесь, не мандражируйте и ничего резко не дергайте- я знаю как это страшно и волнительно на первых порах! Думайте про поворот на велике!

В конце поворота вы должны стоять в такой позиции, чтобы противостоять тяге паруса в новом направлении( противоположном, когда вы начинали поворот) и центробежной силе и здесь также возможны ошибки.

В этот момент вес тела, бедра, плечи должны находится над центральной осевой линией доски, доворачивать в повороте, а потом развернуться на 180 градусов на противоположный борт. Чем быстрее вы окажетесь над центральной линией доски, тем надежнее и выгоднее ваша позиция для сопротивления меняющейся тяги паруса и центробежной силе.

К сожалению, многие остаются на наветренной стороне доски и лишь немного давят на подветренный борт. Это происходит от страха перед реальным ускорением доски в повороте- не нужно этого бояться, скорость наш друг и без нее никак нельзя ! Для хорошей дуги мы обязаны постоянно и плавно увеличивать давление задней ступней на подветренный борт. Противостоять страху нужно сильным сгибанием коленей, до такого уровня, чтобы уровень ваших глаз оказался ниже гика, при этом голову держите высоко и не опускайте глаза вниз! Теперь пусть тянет и ускоряется- именно это нам и нужно! Но! Не надо отклячивать назад вашу корму! Я имею в виду, вашу корму, а не корму доски! Проследите нахождение центра тяжести вашего тела- крюк вашей трапеции сейчас должен быть между передними петлями.

И, наконец, "когда же менять ноги?" Идеально, если вы не елозили и не сучили ногами во время всего поворота, а лишь отважно и ультимативно сгибали коленки, тогда вы без вопросов выпишите на доске сладчайшую дугу, из под доски будут лететь шлейфы брызг (прямо в харю вынырнувшему снорклеру или , чего хуже, дайверу), а на обнажившемся во время дуги днище вашей доски все смогут прочитать горделивый лозунг "За нашу победу!".

Теперь пора перекидывать парус, при этом ваши плечи должны развернуться параллельно гику на новом курсе, и когда вы развернули плечи, ноги! "ноги сами в пляс идут!", это я к тому, что не надо об этом думать вообще, вы сами почувствуете, что стоите неловко, и вот тут движение ваше при смене положения ступней должно быть очень быстрым- скорость, это решающий фактор. Только, пожалуйста, не стесняйтесь шагнуть новой передней ступней вперед к мачте, а не оставайтесь на корме, удивленно разглядывая поднимающийся из воды нос вашей доски (сами вы, к сожалению, при этом по пояс уйдете в воду…), шагайте вперед и добирайтесь на новом курсе!!!

Пробуйте, но не сходите с ума от злости, если у вас сразу не получится. Сделайте пять -шесть попыток, выйдите на берег и спокойно проанализируйте ваши ощущения. Будет очень и очень эффективно, если вы посмотрите видеозапись ваших попыток- вы воочию увидите разницу между вашими представлениями о том, что вы делаете и тем, что и как вы делаете в реальности. Сравнивайте увиденные по телику в записи ваши попытки, с движениями в поворотах продвинутых. Со временем в вашем мозгу создастся совершенно четкое представление о том, как ваш организм должен сделать поворот и вы его сделаете! Но имейте терпение, это возьмет столько времени, сколько именно вашему организму нужно! Если вы попробуете тренироваться с рассвета и до заката, то скоро у вас вообще все перестанет получаться! Не переусердствуйте- усталый организм медленнее реагирует на поток информации, усталые мышцы становятся "ленивыми" и вы рискуете приобрести неправильную технику. Бывали случаи, когда поворот начинал получаться под руководством учителя, потом студент в эйфории от успехов перекатывал дольше разумного и срывал кожу на руках, а на следующий день у него ничего не получалось, так как рука не могла добрать парус. Зачем вам "фордак любой ценой?". Учитесь учиться спокойно, ведь после "фордака" вам так захочется агрессивно крякнуть после элегантно выполненной "утки". Этому пути нет конца, и это так прекрасно! Вам всегда будет чем заниматься в виндсерфинге! И у вас все получится! "Дорогу осилит идущий", но не бегущий…

c ув. Чупер

 surfpropaganDa © Copyright 2002