Мария, гидрофойл и Гай Грибб

Не отстаём от моды: ощущения от Гидрофойла или история четырёх каталок


Если вы катаетесь на виндсерфинге и ещё не в курсе, что такое гидрофойл (Hydrofoil), вы явно не следите за модой. Новейший тренд буквально захлестнул страницы журналов и социальных сетей фото и видео материалами с катанием на фойле.

Итак, кратко, что же это за штука? Всё не так сложно – подводное крыло, первые прототипы которого появились в конце 19 – начале 20 веков в судостроении. В парусных суднах подобная конструкция стала использоваться и активно развиваться в конце 90-х и начале 2000-х годов, успешно проложив себе дорогу в мир гонок и зрелищности. Найти подробности строения и работы подобной конструкции вы легко можете в интернете.

На протяжении последних лет технология гидрофойловых досок стала активно продвигаться в кайт- и виндсёрфинге и переросла в настоящий «бум». Многие бренды стали производить специальные доски и плавники-фойлы. В 2017 году компания NeilPryde выпустила новую модель доски Hydrofoil с укрепленным боксом и «крылатым» плавником в алюминиевом или карбоновом варианте. Именно на последнем мне и удалось покататься в Греции, на о.Родос, мысе Прасониси, где каждый летний сезон базируется наша школа виндсерфинга Magic Wind.

Профессиональные райдеры и тренеры любят это место за его идеальные условия с плоской водой и стабильным ветром. Ежегодно сюда приезжают многие “звёзды” виндсерфинга. Один из них – знаметый Гай Крибб, проводит здесь по несколько недель каждое лето, тренеруясь и проводя свои клиники. Этим летом Гай решил с двойной силой взяться за освоение Фойла. Он привёз с собой три фойла разных размеров, три разные доски и несколько парусов для экспериментов с оборудованием. Гай очень хотел чтобы люди попробовали что это такое, мотивировал всех своих учеников, а в свободное от уроков время давал кататься местным инструкторам.

Конечно же, видя летающего Гая, и других ребят, безумно хотелось попробовать, и мне предоставилась такая возможность! Эти ощущения были настолько сильными, что очень захотелось поделиться ими.


На фото Гай Грибб

Каталка первая. Взлёты и падения.

Шагая туда-сюда по пляжу, я наблюдала, как люди учатся кататься на фойле, много спрашивала об их ощущениях, об основных принципах работы и управлении. Когда я подошла к Гаю, с которым мы хорошо общаемся уже много лет, он недолго думая сказал “видишь вон того парня на моём фойле, когда он закончит, хватай доску и катай!” Терпеливо прождав какое-то время, его ученик причалил к берегу, я спросила у него пару советов, одним из них было – не делай водный старт (так сказал ему Гай, чтобы не рассечь ногу об фойл), а ветер был не слабый, и камберный парус 7,2.. Но, конечно же, я послушала. Я очень нервничала, потому что рассказы о первых попытках были не самые радужные. Все, даже очень опытные и продвинутые виндсерферы, выходили с круглыми глазами и забившимися руками после первого раза и рассказывали, что это не так просто.

Набравшись смелости, я схватила фойл и кабмерную 7,2, которой мне явно было много, потому как другой инструктор со станции фойлил на 5,3, но выбора не было, и пошла пробовать!
Первые заезды были похожи на скачку на быке! Я знала, чтобы поднять доску, нужно как бы сделать олли, или толчок задней ногой, а затем балансировать и стараться удержать доску на одном уровне. Моя доска вылетала, казалось, на два метра вверх и падала на три метра вниз, роняя меня во все стороны, а водный старт мне посоветовали не делать.

В общем я прыгала по всей акватории, и моя спина постепенно отказывалась поднимать парус за старт-шкот. Долго это продолжаться не могло и я подъехала к Гаю, попросить совета. Как оказалось, Гай думал, что я уже умею кататься, поэтому не дал мне изначально никаких советов и без задней мысли отправил в воду) В этом моменте мы посмеялись, он дал мне несколько советов для первых попыток, например взяться близко к мачте, и при взлёте доски, открывать парус, отводя его назад. Держать вдвое меньше тяги в парусе, чем при обычной каталке, и не пытаться отвисать. А запрет водному старту распространялся только на его учеников, которые ещё не уверено делают его, поэтому мне было официально разрешено стартовать с воды, но аккуратно следить за движениями ног.

После этих советов всё пошло гораздо лучше! Я больше не тратила сил на поднятие паруса, и стала понимать принцип – Гидрофойл это не виндсёрфинг к которому мы привыкли, это новый вид спорта, требующий других движений, другой стойки. Конечно же, нужно быть хорошим виндсерфером, чувствовать каждый порыв и работу паруса, чтобы быстро понять фойл, но нужно суметь полностью избавить мозг от заученных движений и быть готовым к изучению виндсерфинга и работы своих микро-мышц по-новой.

Меньше, чем за час каталки, мне удалось понять принцип, синхронизировать движения и стало получаться держать доску в воздухе на протяжении, по крайней мере, половины бухты Прасониси. Конечно же, я всё ещё периодически «бухалась» с высоты, сваливалась в различные стороны, но когда мне удавалось поймать нужное положение – я испытывала дикую радость!

Физически мне было очень тяжело в первый раз. Трапеция постоянно спадала, или я нарочно скидывала её, потому что падение с высоты фойла на скорости, без контроля – это те ещё ощущения… Я чувствовала себя, как будто снова учусь глиссировать – доска скачет, переворачивается во все стороны, я еду на руках… Но это чувство было скорее очень интересным и захватывающим, нежели страшным или надоедливым.

В конце катания, я спешила поделиться с Гаем своими ощущениями, на что он, с горящими глазами, ответил «я чувствую тоже самое, я как будто снова учусь виндсерфингу, фойл вернул мне радость каталки, после стольких лет….» Эта фраза глубоко вошла мне в голову. Очень приятно было получить искреннюю похвалу от Гая, который с изумлением смотрел как я справляюсь с передозом, стоя первый раз на фойле и уже могу достаточно долго держаться над водой. Весь вечер я была под впечатлением, делясь своими эмоциями со всеми вокруг.

Каталка вторая. От отсутствия ветра к первым расслабленным метрам.

Мысль о фойле не покидала меня, ощущения не уходили из моих ног и рук, каждый день я смотрела в море на катающихся на фойле людей, выслеживала снарягу Гая и его расписание дня. Подметив, когда у него обед, я снова попросила фойл, получив аж целых два часа «владения» снарядом 
Когда я вышла на воду, ветер скис… Но на воде катался ещё один фойл на таком же парусе, и у него получалось довольно уверено. Тут я поняла, что контроля не хватает. Если у меня и получалось на порыве вывести доску на глиссер и поднять, то любое неосторожное движение роняло её вниз, а порывов было настолько мало, что многие галсы были просто потрачены впустую. Конечно, это меня немного расстроило, ведь время шло, а ветер так и не приходил.

Но, чудо свершилось, и на второй час пришёл идеальный ветер, легко выносящий меня на глиссер и давая тем самым возможность экспериментировать, чувствовать и не боятся ошибиться. За это час я научилась держать доску в воздухе уже на протяжении всего галса, стало получаться расслаблять руки и потихоньку отвисать. Первые метры в трапеции, даже удавалось иногда расслабиться! Думаю моя улыбка была видна с другого конца острова  Но пробовать фордак я тогда ещё не решилась – достаточно было того, что контроль стал на порядок лучше, руки уже не так устали, а желание продолжать выросло!

Каталка третья. Сильный ветер, боль и полный контроль

Это было волшебное, неповторимое, не знаю какие слова ещё сказать, дико атмосферное катание. В тот день на Прасониси, наконец-то, после долгого перерыва, задуло. На воду вышли фристайлеры на маленьких парусах. Я тоже взяла свой 4.8 и пошла на вечернюю каталку. В тот день у Гая был свободный день и все его фойлы лежали на берегу… я не долго думала над выбором, остаться кататься на своём фристайле или схватить фойл.

Ветер не стихал, но желание покататься ещё раз пересиливало страх улететь в космос. Ощущения сильного ветра и маленького паруса снова оказались в новинку. Проблема была не столько даже в сильном ветре, сколько в порывах. Здесь я поняла, что на данном этапе этот снаряд требует идеального контроля паруса и работы с порывами – одно малейшее неверное или чуть запоздалое движение приводило к сильнейшей катапульте на скорости с высоты летящего фойла. Таких падений у меня не было уже давно. Однако, на этот раз, чувство контроля пришло очень быстро!
Возможно, такие условия и маленький парус стали отличным вариантом для быстрого обучения. Меня мгновенно выносило на глиссер, затем я лишь немного надавливала на заднюю ногу и фойл взлетал вверх, я «перекатывалась» на переднюю ногу и контролировала уровень поднятия доски, чтобы всё было равномерно.

В тот день у меня сразу же получилось ходить в трапеции и поймать на сколько нужно отвисать. Думаю, что сильный ветер и быстрый парус просто не оставили мне шанса кататься иначе. Я стала чётко понимать как балансировать ногами для контроля доски, где нужно держать парус, когда его нужно больше закрыть или приоткрыть, увести назад или вперёд. Доска реагировала на малейшие движения ног, тела, паруса – было безумно интересно чувствовать и понимать это. В тот день картинка сложилась. В тот день я действительно почувствовала фойл.

Поймав идеальнейшее положение, я неслась правым галсом в море на хорошей скорости, полностью расслабившись, ощущения были, как будто я катаю свежий пухляк на сноуборде. Краем уха я заметила, что я не одна, обернулась, параллельно со мной всё это время ехал Гай Крибб, за ним солнце уже садилось в даль эгейского моря…. Он знал, что я чувствую, а я знала, что чувствует он…. Это мгновение было неописуемо. Мы катались до захода солнца. Я стала пробовать первые фордевинды, где поняла что так просто за один день этого не выучить, но интересно до безумия. Гай тоже тренировал фордаки, делясь со мной своими эмоциями и наблюдениями.

Тогда я поняла, что именно сейчас этот спорт представляет собой наибольшую ценность – сейчас все мы в нём новички. От мировых чемпионов слалома до фрирайдеров-любителей. Я училась кататься на виндсерфинге вместе с Гаем, мы рассказывали друг другу ощущения от тех или иных движений. Впоследствии, наблюдая за фойлами на воде, я понимала, абсолютно все люди сейчас в этой акватории находятся примерно на одном уровне, как технически, так и на уровне новых ощущений, и это непередаваемо.

На мой взгляд именно сейчас, первые годы развития этого спорта, будут ценны именно такими ощущениями, способными всполошить головы самых закоренелых виндсерферов.

Солнце садилось, каталка заканчивалась, я понимала, что эти моменты бесценны, что этот вечер останется в моей голове надолго… Гай не переставал сыпать комплиментами по поводу моего успеха, говоря, что ещё не видел, чтобы девчонка на столько быстро и хорошо овладела навыками хождения на фойле. Конечно же, было приятно, тем более, что я и сама чувствовала прогресс.

В тот день я очень сильно ушибла ступню, неудачно приземлившись на доску сверху. Хромая до дома, чувствуя все свои синяки от мощных катапульт и проверяя не сломала ли я палец на ноге, я всё равно была самым счастливым человеком на земле – боль в теле нисколько не коробила меня, она того стоила, это было круто…

Каталка четвёртая. Гай Крибб, видео и улыбка.

Единственная мысль не давала мне покоя – у меня не было ни одной фотографии или видео с этого момента…. Ничего, чтобы могло остаться на память, и чем можно было бы поделиться с друзьями. Палец на ноге разливался синевой, ветер не стихал, но желание обзавестись хоть одной фотографией не стихало ещё больше. И я решилась ещё раз выцепить фойл у Гая и повторить это…

Увидев меня через день на пляже, он сказал своим ученикам «о, посмотрите, Маша идёт за фойлом»))) Мне не хотелось излишне напрягать Гая, но он с улыбкой дал мне доску и сказал, что всё ок. Это была наша последняя совместная вечерняя каталка, которая оказалась ещё круче, потому что я взяла с собой Гоу Про и мы стали снимать друг друга, катаясь параллельно, догоняя друг друга, перегоняя… Мы были на воде снова до самого заката, экспериментируя с ракурсами съемки и получая нереальное удовольствие от такой совместной работы! Мы были одни там в море, летая над гладью воды, тихо и спокойно, мотивируя друг друга, с улыбками до ушей! Тогда стало идеально всё: ветер, чувство полного контроля над оборудованием, ощущения и отличная компания.

В тот день я пробовала делать фордаки на каждом галсе, внимательно следила за фордаками Гая, поняла некоторые моменты и, на мой, и его взгляд, прогрессировала очень даже неплохо, но полностью в воздухе сделать фордак мне не удалось – тут явно парой дней не обойтись, цирковое искусство во всей его красе!

Вечером мы пересматривали видео, и смотря его, я продолжала чувствовать себя всё ещё там на воде, мягко и плавно летящую в закат, испытывая дикий восторг от, в общем-то, простой вещи…. Возможно тот вечер уйдет в воспоминания, угаснет, но он точно никогда не пропадёт, он был одним из самых ярких моментов моей катальной жизни.

Из того видео я сделала небольшую «нарезку», пересматривая снова и снова, говоря тысячу раз спасибо человеку, кто сделал это возможным…







Не знаю, смогли ли вы прочитать и посмотреть всё это, но эмоции лились через край и вылились в какой-то форме на бумагу и видео-редактор..

Гай уехал из Прасониси, он вернётся в июле, но меня в это время здесь не будет, мы попрощались, и в моей голове осталось чёткое понимание, что я подсела на фойл, и что когда-нибудь и у меня будет свой, и я продолжу осваивать новые движения… В Прасониси народ всё ещё катается на гидрофойлах, некоторые уже приобрели себе новинку. И каждый раз, когда я вижу кого-то на нём, я безумно радуюсь, я как будто чувствую снова эти ощущения, и чувствую того человека, который едет, я не могу точно описать что это такое, но мне это нравится!

Какой же подвести итог всему этому? На мой взгляд это замечательный снаряд, дающий новые ощущения даже тем, кто уже многие годы катается на виндсерфинге. Открывающий новые возможности и стили катания. Дающий нам почувствовать наше тело по-новому: контроль, баланс, синхронизация, ювелирная работа связки человек-снаряжение-ветер…

Снаряжение здесь, кстати говоря, тоже крайне важно, за эти дни я попробовала пару фойлов на разных досках и с разными парусами. Каждый из вариантов ощущался по-своему в плане контроля, маневренности, скорости и стабильности. А посмотрев сколько различных комбинаций можно встретить на одном лишь Прасониси сейчас – сразу понятно, что сложность всего этого точно не будет уступать даже самым дотошным слаломным комплектам.

Это было неповторимо. И спасибо огромное моему другу Гаю Криббу за такую возможность. Я пытаюсь вернуться обратно в мир обычного виндсерфинга, но точно знаю – в моем списке планов на будущее добавился ещё один жирный пунктик)

Делилась впечатлениями Мария Есютина,
школа виндсёрфинга MagicWind
www.magicwind.ru
Текст и фото автора.