§ публикация: 21-12-07 раздел: тексты
|
Волны Jaws глазами неофита
Волны Джоуз, безусловно, одно из главных чудес света, и поглазеть на них хотят даже простые люди - что уж говорить о серферах и виндсерферах. Я много интересовался этими гигантскими волнами - смотрел видеоролики в Ю-Тюбе, читал статьи в журналах и внимательно рассматривал фотографии.
Когда я в апреле 2006 года первый раз побывал на Мауи, то застал один раз большие волны, но практически весь день провел на Хуукипе с видеокамерой и даже не знал, приходили ли в это время Джоуз и как до них добраться.
Вернувшись на остров через год, в конце сентября, я рассчитывал задержаться до весны и обязательно увидеть и постараться снять на видео эти феноменальные волны. Обычно они приходят в зимний период с севера - через несколько дней после мощных штормов в районе нашей Камчатки. Это случается довольно редко, за сезон, в среднем, раза три- четыре. Оставался открытым вопрос - когда же они придут?
И вот в прогнозах Виндгуру для Мауи замаячили волны высотой 5.3 метра! Сначала до них оставалось 6 дней, потом 5 …! Прогноз не снимался и обещаемая высота волны так и оставалась около 5 метров. Я засуетился. Трудность заключалась в том, что нигде нельзя было точно узнать как до этих Джоуз добраться. Во всех путеводителях, где о них упоминалось, вместо описания дороги стояло “sorry, access zero”.
Я навел справки среди местных моих друзей и выяснил, что надо сворачивать c Hana way (единственная дорога вдоль северного побережья) на грунтовую дорогу в сторону океана, напротив второго выезда с городка Haiku.
Где-то дня за два до ожидаемого события я сел в минивэн и попробовал на нем разведать дорогу. Карты Google так же не внесли особой ясности – кругом овраги, лесополосы и поля. Дороги как таковой нет, местность сильно пересеченная. Удалось только уяснить, что от поворота с асфальтовой дороги до океана не больше 2-3 километров. Проехать удалось не более 500 метров – далее пошли крутые глинистые спуски скользкие от дождливой погоды. Съехать с них может быть и реально, но выбраться обратно можно было бы только на джипе! Я вылез из машины и прошел пешком около километра – узкая дорога в высоких зарослях тростника становилась только хуже – огромные колеи и глубокие лужи убили во мне последнюю надежду добраться на своем транспорте. По обочинам валялись раскуроченные машины совершенно приличные с виду. Скорее всего, их угнали ради запчастей и здесь разбирали.
Меня интересовали только номерные знаки. На Гавайях они необычайно красивые. С изображением радуги и надписью Aloha state. Без отвертки ничего не получалось и я решил вернуться в следующий раз технически более подготовленным. По поводу ужасной дороги решил особо не расстраиваться, а отправиться к волнам пешком, к тому же могло и повезти с попуткой – поглядеть на Джоуз народ валит толпами. В крайнем случае можно всегда успеть сгонять в город и взять в прокате джип на один день, но этот вариант выглядел слишком хлопотным и совсем уж не бюджетным.
И вот пришло долгожданное 3 декабря! Уже утром, выйдя на террасу дома, я увидел необычно белый океан на протяжении, наверное, метров триста от берега- все было в пене. За километр я смог разглядеть, что волны действительно большие и идут без просветов - одна за другой. Самое неприятное было то, что погода сильно ухудшилась – облачность была 100% и вот- вот мог пойти дождь. При этом был практически полный штиль и надеяться, что ветер разгонит облака, было бесполезно. Уложив харчи и фото-видео аппаратуру в рюкзак, захватив зонтик, я выехал на восток. По дороге проезжал Хуукипу – огромные волны вставали на дыбы приближаясь к берегу и красиво рушились с грохотом и пеной. Въездные ворота были закрыты на замок, а на табличке с расписанием работы были натянуты женские стринги, наверное как намек на то, что в такую погоду лучше заняться не пляжными развлечениями, а чем-нибудь другим. На волнах никого не было и лысый качок - спасатель бегал вдоль ограждения никого не пуская к воде. Народу собралось уйма. В воздухе, несмотря на ненастную погоду, пахло праздником - все улыбались и фотографировались на фоне бушующей стихии.
Ободренный увиденным, я поехал дальше. По дороге заехал в Малико бэй – последняя бухточка по дороге к Джоуз, откуда можно выбраться в океан на гидроцикле. Гидроциклы используются для толинга – буксировки серфера на волну. Для больших волн сейчас используют короткие доски с ножными петлями, которые невозможно разогнать другим способом. Выход из бухты был перекрыт огромными грязными волнами, которые заходя в устье протекавшей здесь речушки, вызывали настоящее цунами. Речка поворачивала вспять и мутный поток, выходя из берегов и расшвыривая камни на своем пути, устремлялся в горы. Когда волна отступала, речка снова входила в свои берега и несла мутную жижу обратно в океан. Незадачливые владельцы прибуксированных сюда гидроциклов озабоченно чесали затылки и нервно звонили куда-то по своим сотовым. Как не хотелось им прокатиться на Джоуз, выйти в океан было невозможно.
Я двинулся дальше и добрался до того места, откуда планировал отправиться дальше пешком. К этому времени там образовалась целая автостоянка - несколько десятков машин стояло припаркованными прямо на траве. Несмотря на усиливающийся дождик, народ не брезговал месить грязь ногами. Встретившийся по дороге немец с подружкой поведал, что волны Джоуз действительно пришли, что они огромны, но никто на них не катается. Я посмотрел на ноги его и девушки. Место, где заканчивались шорты и начинались ноги, разглядеть было трудно – толстый слой грязи скрывал плоть. Но разочарования на лицах я у них не прочел.
Я напялил рюкзак, раскрыл зонтик и бодро зашагал по направлению к чуду. Народ, попадавшийся навстречу, определенно нуждался в генеральной стирке, многие шли босяком. Скоро я понял почему - на скользкой грунтовой дороге ноги в сандалиях разъезжались и можно было очень просто навернуться лицом прямо в грязь. Пока я размышлял, куда девать облепленные глиною сандалии, проезжавший мимо вездеход-пикап взял меня на борт. Там оказалось еще два пацана из Аляски. Шеф гнал машину как на пожар! С чем сравнить эту езду под дождем по пересеченной местности в кузове грузовика я не знаю. Зонтик пришлось сложить, рюкзак снять, а руками вцепиться в борта. Все равно ссадин и синяков избежать не удавалось а о съемке пришлось на время забыть. Иногда мы заезжали в тростниковые заросли и ждали пока снизу проползет пробуксовывая встречная машина. Я не спрыгнул только потому, что вода в густых глинистых лужах доходила… ну почти до пояса. Наконец- то тростники закончились, водила остановился и мы выгрузились все в ту же грязь!
На полянке двадцать на тридцать метров стояло пять авто – все полноприводные, естественно! Чтобы что-то увидеть, народ сидел на их крышах. Только справа толпилась кучка людей старательно вытягивавших шеи и набожно глядевших в сторону океана. Кустарник сильно ограничивал обзор.
Пространство, откуда можно только стоя созерцать Джоуз, ограничивалось пятью квадратными метрами! До самой воды шел крутой каменистый обрыв. Никакой полоски суши внизу не было. Вылезти из воды на скалу было нереально. К Джоуз можно подобраться только со стороны океана и той же дорогой вернуться.
Снова укрывши под зонтиком себя и аппаратуру, я приблизился к нарду. Действительно в полукилометре от берега начинали вставать огромные волны. Чем ближе они подкатывали, тем выше и круче становились. Верхняя кромка начинала дрожать, потом загибаться и вся волна начинала рушиться с грохотом и брызгами. Первой обрушивалась ее самая высокая часть – середина. Пенный гребень разрастался вправо и влево – верхняя часть волны сворачивалась в трубу постепенно смыкаясь с основанием. Ни дать ни взять - челюсти! Все это падало и разбивалось - брызги и пена взлетали на высоту гораздо выше самой волны. Огромные валы шириной в несколько сот метров шли сериями, но часто.
Иногда последующая волна была больше предыдущей и обе они рушились практически одновременно. Образовывался огромный бурлящий котел пены – воды совсем не было видно. Где-то раз в минуту-полторы приходила огромная волна с другого направления – под углом, откуда- то слева. Все складывалось, умножалось и разбивалось совершенно непредсказуемо. Непонятно - как и на чем здесь можно выжить – не то что кататься. Наверное, иногда можно прокатиться на каких-то других Джоуз - или другой высоты, или направления.
Стоять было неудобно, а если присесть, то из-за растительности ничего не увидишь. До воды оставалось метров пятьдесят-шестьдесят. Я заметил тропинку, уходящую через тростник влево и слегка вниз. Стоять под дождем и с мокрыми ногами было зябко - очень захотелось на время уединиться. Я заспешил подальше от людей и обнаружил, что уклон под ногами увеличивается - пришлось хвататься за ветки чтобы не соскользнуть вниз. Кто-то добрый натянул веревку и дальше я спускался крепко ухватившись за нее. Мне повезло – ничего не развязалось, не оборвалось и скоро я оказался на маленькой, почти горизонтальной площадке размерами где – то метр на два. Дальше к воде шел отвесный скалистый обрыв около двадцати метров.
Я очень обрадовался что нашел это укромное местечко. Во-первых, можно было установить аппаратуру на штатив, во-вторых, присесть и - главное – здесь никто не мешал! Я поснимал немного на камеру. Мое HD резолюшэн оказалось не востребованным – был довольно-таки частый дождик, от воды поднимались испарения, и видимость оставляла желать лучшего. Несмотря на большое расстояние, волны, при полном приближении, еле вмещались в кадр. Но оценить их истинный размер было невозможно. Вот если бы на них кто-нибудь катался! Позже, от локалов, я узнал что эти волны были 70-футовые. Кататься на них никто не мог, потому что они шли слишком часто друг за другом и времени для маневра гидроциклам не оставалось. На всем северном побережье в этот день смогли покататься на волнах только два райдера. Но они катались в другом месте – в Spreckleville, а их буксировщики смогли выйти из закрытого в шторм морского порта. Но это были уже совсем другие волны!
Надеюсь, я еще увижу как кто-нибудь оседлает Джоуз - ведь сезон больших волн только начинается!
Алексей Рева.
Мауи 03.12.2007
|